Кино началось в "Аквариуме"
Каменноостровский проспект, дом 10
Речь пойдет о знаменитом театре и саде на Петроградской стороне – там, где сейчас располагается помещение «Ленфильма". Каменноостровский проспект, 10.
Участок Каменноостровского проспекта с конца XIX века принадлежал чрезвычайно предприимчивому купцу Г.А. Александрову. Первоначально Александров намеревался соорудить на этом участке большой аквариум с несколькими секциями с тем, чтобы показать петербуржцам.
При содействии Общества естествоиспытателей предполагалось приобрести морских и пресноводных животных и рыб.
Любопытным обещал быть и бассейн с водными растениями, перед которым члены общества собирались читать лекции о подводном и растительном мире. Но проект так и не был осуществлен, осталось только название – «Аквариум».
На этом месте в 1905-1906 годах был создан сад «Аквариум» с театром на 2000 мест, летней эстрадой, рестораном, павильонами со всевозможными играми и забавами, катком с искусственным льдом.
Рядом с садом «Аквариум» в глубине участка № 12 Г.А. Александров построил крытый «Санкт-Петербургский центральный рынок», торговые помещения которого сдавались в аренду.
Кто только не выступал под сводами каменного театра «Аквариум», выстроенного архитектором Алексеем Маловым.
Здесь пели Лина Кавальери и Маттиа Баттистини, Медея Фигнер и Леонид Собинов.
Писательница Смирнова-Сазонова писала о выступлении трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой в благотворительном спектакле в «Аквариуме»: «...принимали ее великолепно, засыпали цветами, на вызовы она выходит просто, не проделывая фокусов, как Дузе, и не прикидываясь умирающей».
9 июля 1892 года во время исполнения сюиты из балета "Щелкунчик» в «Аквариуме» появился ее автор - Петр Ильич Чайковский. «В «Аквариуме» мне неожиданно сделали овацию», — писал он в этот вечер брату Модесту... Здесь слушал цыган Александр Блок, посвятивший певице Ксюше Прохоровой стихотворение «Натянулись гитарные струны". Художник Рудаков, живший неподалеку, увидел в «Аквариуме» одну из героинь Мопассана. Здесь пели Анастасия Вяльцева, Варя Панина, Федор Шаляпин, Леонид Утесов...
Но в историю российского искусства театр «Аквариум» вошел по другой причине.
Здесь ровно сто лет назад, 4 мая 1896 года, в антракте оперетты Виктора Роже «Альфред-паша в Париже" впервые в России было показано кино.
Накануне эпохального вечера «Биржевые ведомости» писали: «В субботу, 4 мая, открывается сезон в «Аквариуме» с целым рядом французских опереточных звезд и звездочек, привезенных с берегов Сены неутомимым увеселителем петербургской публики г-ном Раулем Гюнсбургом. Во главе труппы — г-жи Милли-Мейер, Тьери, Церни и Декроза. Затем ангажированы г-жи Экберта, Ван Лир и Офре. Мужской персонал следующий: старые знакомые гг. Рита, Муратор и Бюслай, гг Кейла, Месмахер и Офре. В субботу идет оперетка «Альфред-паша» для дебюта г-жи Милли-Мейер, но едва ли не главнейшей приманкой сезона явится кинематограф, или, как его называет г-н Гюнсбург, синематограф. Этот кинематограф будет показываться перед третьим актом оперетки».
Ручку люмьеровского аппарата, изготовленного из орехового дерева, вращал Франсис Дублие, совершавший турне по Северной Европе. Именно руки Дублие выплеснули на столичный экран первые лучи нового искусства…
А в 1912 году был создан киноотдел Скобелевского комитета.
В годы первой мировой войны деятельность «увеселительного сада» замерла и возобновилась уже в советское время как место отдыха трудящихся Петроградской стороны.
В 1924 году сад «Аквариум» закрыли и передали фабрике Севзапкино. Помещения театра, рынка, ресторана, искусственного катка перестроили под съемочные павильоны, остальные здания приспособили для технических служб.
С 1 января 1925 года началось производство художественных кинокартин.
С 1936 года находившаяся тут студия, одна из крупнейших в стране, именуется «Ленфильмом».