Дворец Алексея Александровича
Набережная Мойки, 155

Его отличают такие характерные черты барокко, отнюдь не каждая особа правившей династии имела в российской столице собственный дом. Земли под застройку приходилось выкупать у владельцев, а цены на участки в центре города к концу XIX века стали кусачими даже для царей. Царские дети получали обычно дома, только когда семьями обзаводились.

Заядлый мореход, великий князь Алексей слыл закоренелым холостяком. И казалось, всю жизнь суждено ему было из круизов возвращаться в Зимний дворец. Однако судьба распорядилась иначе.

После трагической кончины отца, Александра II, и воцарения Александра III принял он от брата звание генерал-адмирала и пост главнокомандующего военно-морскими силами Империи. А заодно - приятную обязанность иметь особняк, приличный высокому положению владельца.

В 1882 - 1885 годах зодчий Максимилиан Месмахер проектирует и строит для него усадьбу на набережной Мойки, 122.

В рисунок кованой ограды со значением были включены трезубцы. Да и само место адмиральской усадьбы многозначительно - напротив судостроительного завода, рядом с Новой Голландией. (Великий князь Алексей метил в продолжатели дел Петра.)

В остальном, надо признать, место было мало престижное: разночинная Коломна. Но это не единственная черта своеобычности Алексеевского дворца.

Окна его парадного фасада обращены к индустриальному пейзажу на другом берегу Мойки. Однако сам фасад скрыт от посторонних взоров густой вуалью ограды с монограммой "АА". Кроме того, свойственна была этому саду бьющая напоказ шикарность.

Смотря на дворец с парадной стороны, принимаешь его за образчик того же эстетического типа, что, например, здание парижской Гранд Опера.

Великий князь как раз и был завзятым театралом-меломаном. У него устраивались спектакли, а интимная часть дворца была своего рода "закулисьем". По разным поводам и во всякое время посещалась она людьми театра. Правда, входили те не парадной лестницей - садовой, так было удобнее. Из сада, минуя приемную, попадали прямиком в кабинет.

Садовый фасад был рассчитан на совершенно другое впечатление, чем парадный. Он заметно изящнее. Зодчий создал фантазию в духе антиков времен Нерона и Сенеки, элегантную и раскрепощенную.

Сад украшали белотелые статуи и чистоструйные фонтаны. Но особенно изумляла экзотическая растительность. Со времен Петра числилась за адмиралами обязанность доставлять ко двору диковинки флоры и фауны. А князь мог кое-что и для себя оставить - благо было, где разместить.

Еще больше диковинного содержал сам дворец. В интерьерах - блистательные вариации на темы разных стран и эпох. Залы - Английский, Китайский, Фламандский. Были подобраны соответствующие картины, мебель, посуда, предметы быта.

Однако стилизовали в России и до Месмахера. Куда важнее то, что он остается значительнейшим памятником особой, чисто художественной петербургской традиции.

Может быть, лучше всего отражает это интерьер Дубовой стоповой. Отделка резным дубом вошла в петербургский обиход при царе-основателе. (Вспомните интерьеры Летнего и Петергофского Большого дворцов.) Аллюзией на Петровскую же эпоху выглядит фриз из живописных панно. Выполнен он в 1887 году знаменитым Эрнестом Липгартом. Сюжеты взяты излюбленные Петром - на мотивы флота и голландского быта...

До бесконечности можно говорить об Алексеевском дворце. Доказательств его ценности в качестве уникального звена культурного наследия Петербурга не счесть. Но наиболее актуальны, к сожалению, слова о катастрофичности его нынешнего состояния.

Сегодня во дворце проводятся реставрационные работы, но это не говорит о том, что он будет открыт для всех желающих. Поживем - увидим.



Дворец Алексея Александровича
Набережная Мойки, д. 155. Фото 2006 г.


Дворец Алексея Александровича
Набережная Мойки, д. 155. Фото 2006 г.


Садовый фасад дворца
после реставрации. Фото 2012 г.


Садовый фасад дворца
после реставрации. Фото 2012 г.
Главная страница