Конногвардейский бульвар
Осенью 1704 года на лично выбранном Петром I месте начались работы по сооружению Адмиралтейства - судостроительной верфи русского Балтийского флота. К 1717 году ее окружили рвом с водой. Тогда же начали копать канал, получивший название Адмиралтейского, соединивший юго-западный угол рва с рекой Мойкой. Он преследовал несколько целей. Служил защитой от пожаров, транспортной артерией для доставки корабельного леса из складов Новой Голландии, канатов с Канатного двора, галер с Галерной верфи (она находилась за ныне существующим Ново-Адмиралтейским каналом), которые достраивали и отделывали в Адмиралтействе.
В 1800 году на территории Галерной верфи была заложена новая — для постройки более крупных кораблей. Ее назвали Новым адмиралтейством. А в Главном адмиралтействе, где до двадцатых годов XIX века было сооружено свыше 250 кораблей, не считая фрегатов и мелких судов, строительство начало сокращаться, а затем и совсем было прекращено.
В этих условиях потерял свое значение и Адмиралтейский канал, часть которого, проходившую по Сенатской площади, засыпали еще в начале 1820-х годов. Со временем он начал мешать устройству подъездных путей к строившемуся в 1840—1850-х годах по проекту инженера С. В. Кербедза первому постоянному мосту через Неву — Благовещенскому. В связи с этим было предложено проложить по трассе канала транспортную магистраль, которая бы соединила Невский проспект с Благовещенской (теперь Труда) площадью. В 1843 году Кербедз составил проект заключения Адмиралтейского канала (на участке от Сенатской площади до Крюкова канала) в подземную трубу.
Работы по сооружению над каналом арочного кирпичного перекрытия продолжались до второй половины 1840-х годов. При этом была перекрыта и часть Крюкова канала от Невы до Благовещенской площади — здесь соорудили въезд на новый мост.
На месте Адмиралтейского канала по проекту зодчего К. И. Росси и под руководством архитектора Н. Е. Ефимова был создан широкий четырехрядный бульвар, названный в честь расквартированного рядом полка конной гвардии Конногвардейским.
Лейб-гвардии Конный полк в 1801 году был переведён из Таврического дворца в так называемую усадьбу Брунберга.
Усадьба Брунберга занимала с 1765 года громадный участок земли, заключенный между нынешним Конногвардейским бульваром, улицей Труда и Большой Морской улицей. В 1760-х годах этот участок принадлежал “голландскому купцу и пильных мельниц, канатных заводов содержателю Брунбергу”, построившего здесь главный двухэтажный дом и два боковых флигеля. Между домом и флигелями был громадный огород и оранжереи.
В 1770 годах Брунберг разорился и в 1774 году его дом перешел в казну. По предложению первого начальника русского генерального штаба, генерала Бауэра, дом был перестроен и приспособлен для нужд генерального штаба.
Таким образом, бывший Бауэровский дом стал “генерал-штабским”. Перед домом был устроен вахтпарад, т.е. небольшой плац. В конце века в этом здании находился Корпус Вожатых.
В 1806 году Бауэровский дом стал спешно перестраиваться под казармы лейб-гвардии Конного полка. Центральную часть перестроил архитектор Росси, а боковые флигеля архитектор Ермолаев. Однако, так как, бывшего Бауэровского дома оказалось недостаточно для размещения всего полка, то было принято решение о строительстве новых казарм. К 14 ноября 1807 года вдоль Адмиралтейского канала было закончено строительство новых казарм для лейб-гвардии Конного полка.
Казармы были трехэтажные и обращены в сторону Почтамта (нынешняя улица Якубовича). В верхнем этаже помещались офицерские казармы, в которые вели шесть лестниц со стороны Почтамта. Во втором этаже размещены были солдаты, и сюда вход был со стороны канала. Между этими основными казарменными зданиями и Благовещенской площадью были мастерские, кузнецы и полковой лазарет, окруженные каменным забором.
В 1844 году на этом участке также было воздвигнуто трёхэтажное здание казармы, перестроенное в 1930 году в громадный 4-х этажный жилой дом с воротами со стороны Благовещенской площади.
В 1845 году для лейб-гвардии Конного полка дополнительно были построены громадные здания, выходящие на Большую Морскую улицу и ул. Труда близь Поцелуева моста.
Перед боковым фасадом первого казарменного здания в 1804 году был построен конногвардейский манеж.
Конногвардейский манеж является одной из замечательнейших построек, выполненных Кваренги. Изумительная красота длинных гладких стен и главный вход, в виде портика с ложей. Ложа украшена чудесно нарисованными дорическими колоннами римского типа, поддерживающими красиво кессонированный свод. На фронтоне выставлены три фигуры, очень украшающие манеж. Кваренги проектировал еще барельеф на фронтоне, но барельеф не был поставлен. Вместо барельефа в середине XIX века была помещена неудачная композиция Иенсена.
Перед манежем стоят мраморные статуи Диоскуров с конями.
Миф о братьях-близнецах Полидевке и Касторе, прозванных Диоскурами, был широко распространен в Древней Греции. Наиболее распространенная версия мифа повествует: к прекрасной Леде, жене царя Спарты Тиндарея, явился богатырь, кулачный боец Зевс в облике белоснежного лебедя. От этого союза родился богатырь кулачный боец Полидевк. Брат его Кастор, сын Леды и Тиндарея, был превосходным наездником и укротителем коней. Удивительно похожие братья были неразлучны. Их дружба крепла в спортивных играх и сражениях. В одной из битв с врагами погиб Кастор. Не желая пережить брата, Полидевк просил Зевса послать ему смерть: Зевс отчасти внял мольбам сына: полубог-получеловек Полидевк мог проводить день в обществе богов на Олимпе, а на другой день спускался в Тартар (Аид) к брату. Диоскуры почитались в Греции защитниками государства, покровителями гимнастов, воинов и мореходов. Чаще всего их изображали вместе с конями.
В проекте Кваренги по сторонам восьмиколонного портика изображены фигуры Диоскуров, аналогичные тем, что охраняют вход в резиденцию итальянских королей в Риме – Квиринальский дворец. Но зодчий предполагал установить у манежа изваяния меньших размеров, чем античные образцы. Контракт на изготовление Диоскур был подписан в 1806 году с братом известного итальянского скульптора Паоло Трискорни Августином Трискорни. В контракте Кваренги оговорил размеры статуй: “Вышиной фигуры от пьедестала в 3,5, а лошадь 4,5 аршина”. Статуи были изготовлены в срок, но отправка их морем в Петербург задержалась до 1817 года из-за континентальной блокады Наполеона.
Осенью 1816 года статуи прибыли в Петербург. Год спустя их установили у входа в конногвардейский манеж. Юноши, похожие друг на друга, как две капли воды, держали под уздцы коней. Кони повернули друг к другу морды и вздыбились над высокими постаментами. Скульптуры выполнены в мраморе, оттого нет поводьев. Но высокое мастерство создателя Диоскуров убеждает нас, что они есть: так ощутима живая связь коня и человека. У одного юноши плащ ниспадает с руки, у другого с плеча. В остальном группы одинаковы. На постаменте той, что правее от входа, начертано: “Паоло Трискорни исполнил в Карраре в 1810 году”.
В 1840 году их неожиданно перенесли к казармам конногвардейского полка в Конногвардейском переулке. Столичное духовенство потребовало убрать “неприличные обнаженные фигуры”, оказавшиеся по соседству со строящимся Исаакиевским собором. Только в 1954 году Диоскуры вернулись на прежние места. К сожалению, старые полированного красного гранита постаменты были утрачены, пришлось соорудить новые – из блоков серого гранита.
В конногвардейском манеже проводилось не только обучение верховой езде, нередко громадное помещение использовалось и для других целей. Например, в 1880-х годах здесь с большим успехом выступал известный капельмейстер и композитор Штраус.
Нынешний бульвар был разбит в 1845 г. По проекту К.И. России вход на Конногвардейский бульвар украшают две почти десятиметровые колонны из сердобольского (валаамского) гранита с венчающими их бронзовыми статуями Победы. Любопытно, что Росси предполагал поставить эти колонны, посвященные подвигам конногвардейцев в Отечественной войне 1812-1814 годов, по сторонам у въездов на Благовещенский мост. Статуи по модели почетного члена Петербургской академии художеств, немецкого скульптора Х.Д. Рауха (1777-1857) были отлиты в Берлине и присланы в Петербург как дар прусского короля в ответ на отправленные ему Николаем I конные группы Клодта с Аничкова моста.
В разных источниках названия статуй называют по-разному: то Победы, то Славы. Между тем К.И. Росси в своём предложении об установке их у въездов на Благовещенский мост писал: “…статуи сии, изображающие победу, будут означать и ту победу, которой увенчалось преодоление всех прежде бывших препятствий к устроению великолепного моста”.
Всю четную сторону Конногвардейского бульвара занимали манеж и казармы, а нечетную сторону – здание Синода, ряд частных зданий, дровяной двор Морского ведомства и от Замятина пер. здание морских казарм – неуклюжая двухэтажная постройка, переделанная из Петровского канатного двора. Эти постройки Морского Ведомства были уничтожены в конце 1840-х годов, когда было решено построить на этом участке большой дворец для третьего сына Николая I великого князя Николая Николаевича (старшего). Дворец строили с 1853 по 1861 г. придворный архитектор Штакеншнейдер.
После смерти Николая Николаевича старшего, дворец перешел к его сыну Николаю, но он не пожелал иметь дело с дворцом и продал его казне.
25 июля 1894 года в ознаменование свадьбы старшей дочери Александра III – Ксении, в бывшем дворце Николая Николаевича были открыт т.н. Ксенинский Институт. В Ксенинский Институт принимались дочери дворян, получавшие здесь среднее образование и навыки в рукоделии, счетоводства и машинописи. При перестройке великокняжеского дворца в Институт, конюшню перестроили в столовую для институток, а манеж в дортуары.
С прокладкой Конногвардейского бульвара началась интенсивная застройка кварталов между бульваром и Галерной улицей. Здесь разместились и особняки.
Особняк князя М.В. Кочубея, построенный в 1853-1855 годах архитектором Г.А. Боссе. В здании хорошо сохранились многие интерьеры, оформленные в стиле барокко и рококо.
Нарядным необарочным фасадом выделяется дом № 17, построенный архитектором Р.И. Кузьминым в конце 1850-начале 1860-х годов. Это здание являлось доходным домом с “барскими” квартирами в лицевых флигелях.