Новая Голландия
История этого небольшого островка в конце реки Мойки тесно связана с развитием судостроения в Петербурге.
Известно, что Россия в период Северной войны со шведами (1700-1721 гг.) остро нуждалась в морском военном флоте. Для строительства судов 5 ноября 1704 года началось сооружение Адмиралтейской верфи. Для бесперебойной работы верфи следовало поблизости от неё иметь запас подготовленного леса.
Для осушения местности и удобства подвозки бревен с Невы на лесной склад в 1717-1720 годах от Невы до Мойки был выкопан канал, названный в честь подрядчика Крюковым. Одновременно подрядчиками-голландцами Г. фон Болесом и Д. фон Эрштом был прорыт канал от Мойки к Адмиралтейству (на месте нынешнего Конногвардейского бульвара).
В результате прорытия указанных выше каналов в низовьях Мойки образовался небольшой треугольный остров площадью 6 гектаров. На нем по указанию Петра I был построен небольшой деревянный дворец, в котором Петр отдыхал при посещении находившегося по соседству Галерного двора, где строились галеры и скамвеи – малые гребные суда. От Адмиралтейства к этой верфи вниз по Неве вела Галерная улица.
Построенный на островке дворец получил название «Голландского домика», а весь островок стали называть «Новой Голландией», т.к. эта местность из-за прорытых каналов, близости верфи, эллингов, складов и большого количества иностранцев действительно напоминала хорошо знакомую Петру I Голландию. На острове около «Голландского домика» высадили плодовые деревья, выкопали небольшой пруд. Но домик просуществовал недолго.
Ввиду того, что островок и берега каналов использовались для хранения корабельного леса, эту территорию вскоре из Дворцовой конторы передали в ведение Адмиралтейств-коллегии.
19 февраля 1731 года Сенат поручил главному архитектору Адмиралтейских строений И.К. Коробову – питомцу Петра I - выстроить на островке «Новая Голландия» деревянные склады для «поклажи корабельных лесов».
Островок «Новая Голландия» был низким и сырым. Поэтому деревянные склады стали быстро гнить. В связи с этим в начале 1750-х годов Адмиралтейская контора постановила: «…в той Новой Голландии старые сараи за ветхостью их снесть и имеющиеся болотные и низкие места… насыпать и убить крепко землею, а стоящий в той Новой Голландии на корню лес вырубить, чтоб в сараи мог удобнее воздух проходить».
К тому времени главным архитектором Адмиралтейств-коллегии стал выдающийся русский архитектор С.И. Чевакинский. Ввиду того, что к «Новой Голландии» тогда уже подступала городская застройка, ее новые строения должны были удовлетворять не только техническим, но и архитектурно-художественным и градостроительным требованиям.
С.И. Чевакинский в феврале 1750 года подал в Адмиралтейств-коллегию предварительные общие планы новых складов, а также смету. Но только в октябре 1763 года Чевакинскому было поручено составление детального плана всех работ.
Еще во времена Петра I посреди острова «Новая Голландия» для осушения местности был вырыт небольшой прямоугольный бассейн. По проекту С.И. Чевакинского этот бассейн намечалось значительно расширить и от него к Мойке и Крюкову каналу прорыть два протока для прохода барок. Оба протока предполагалось перекрыть высокими красивыми арками.
Адмиралтейств-коллегия одобрила проект и для архитектурного оформления фасадов «Новой Голландии» привлекла архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота. Вскоре Чевакинский вышел в отставку. Прорытые по его проекту протоки от внутреннего бассейна к Мойке и Крюкову каналу поделили «Новую Голландию» на два островка: Коломенский и Покровский.
Строительство складов, в основном, происходило с весны 1765 по 1784 год и далее. Постройкой руководил инженер И. Герард, а с 1780 года в связи с уходом его из Морского ведомства работы продолжал архитектор М. Ветошников, который осенью 1784 года закончил строительство по реке Мойке за исключением резных работ (венки и гирлянды в портале). Дальнейшее строительство каменных складов шло с перерывами. В начале XIX века склады были надстроены со стороны двора вровень с наружным фасадом, а корпус на углу Адмиралтейского и Крюкова каналов был окончен лишь в 1848-1849 годах.
Величественную арку над протоком, выходящем в Мойку, начали строить осенью 1770 года и окончили в конце 1779 года. Высота ее 23 метра.
План строительства арки по Крюкову каналу так и остался неосуществленным.
В 1890-х годах для испытания моделей кораблей и исследования проблемных вопросов кораблестроения на острове был сооружен крытый Опытовый бассейн глубиной три метра. Заведующим этим бассейном с 1 января 1900 года был назначен А.Н. Крылов, будущий академик. Он возглавил проводившиеся в 1900-1908 года в бассейне исследования моделей различных судов, в том числе и крейсера «Аврора». Уже в то время Крылов разработал теорию корабля, его устойчивости и плавучести. Частым посетителем бассейна был адмирал Степан Осипович Макаров, выдающийся флотоводец и кораблестроитель. Прославленный ледокол «Ермак» был создан по его проекту.
В 1915 году в «Новой Голландии» для Главного Морского Штаба фирмой «Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов» (РОБТиТ) была построена искровая радиостанция с вращающимся разрядником по системе Семена Моисеевича Айзенштейна – талантливого, русского ученого радиотехника того времени, сделавшего много для развития радиотехники в России. Для радиостанции было выстроено специальное трехэтажное кирпичное здание на берегу протока, выходящего в Крюков канал (здание не сохранилось).