Первый русский пароход


В мае 1815 года Карл (Чарльз) Берд, владелец машиностроительного завода в Петербурге, подал в Министерство внутренних дел прошение на выдачу ему многолетней привилегии на «введение пароходства в России».

К прошению был приложен отчетный чертеж парохода, 9 июня 1817 года заводчик получил долгожданную привилегию.

В архиве Берда, находящегося в Музее науки в Лондоне был найден черновой проект-набросок первого русского парохода. Он представляет собой чертеж примитивного деревянного судна с кирпичной трубой.

Так как Чарльз Берд, был только учредителем пароходного дела, то он вынужден был прибегнуть к услугам «искусного моряка-строителя»; предположительно, первый пароход Берда строил опытный корабельный мастер Илья Степанович Разумов.

К августу 1815 года на предприятии Берда (ныне это Адмиралтейские верфи) было построено первое паровое судно в России. Демонстрировалось судно на реке Пряжке и Неве, вызвав необычайный восторг петербуржцев. При большом стечении народа и в присутствии членов августейшей фамилии, «пироскаф Берда» (названного так по имени его «учредителя» шотландца Чарльза Берда) "Елизавета" продемонстрировал свои ходовые качества.

В журнале «Дух журналов» за 1815 год сообщалось: «Паровая машина устроена на обыкновенной тихвинской лодке, которая длиною в 60, а шириною в 15 футов и ходит в воде на 2 фута. Сия лодка точно такой величины, какая нужна для помещения машины и дров дней на десять или двенадцать, а на палубе ее довольно места человек для двухсот».

Котел паровая машина и гребные колеса с шестью фиксированными лопастями размещались в середине судна. Железная труба высотой 7,5 метра и диаметром 30 сантиметров могла служить мачтой для подъема паруса. При испытаниях в августе на Неве пароход развил на тихой воде скорость около 10 км час. А уже, 2 сентября при большом стечении петербуржцев пароход плавал по Неве у Таврического дворца и даже заходил ковш-бассейн перед дворцом.

Третьего ноября рано утром, со многими приглашенными пароход отошел от заводского причала и через три часа тридцать семь минут закончил первый морской переход в Кронштадте. В навигацию 1816 года начались регулярные рейсы.

« ...Ныне всякий день из Кронштадта в Петербург и из Петербурга в Кронштадт выходят по два парохода, один поутру, другой ввечеру, и всякий раз бывают заполнены путешественниками» - сообщала в 1823 году книга «Отечественные достопримечательности, или изображение русских исторических памятников и необыкновенных произведений природы, наук и художеств, находящихся в России», изданная А. С. Ширяевым.

Далее автор в заметке «Пароход» восхищался: «...без ветра, без парусов летящий куда угодно, со странной железной мачтой, из которой идет дым» и делал заключение, что «прогулка в Кронштадт на пароходе может почесться одной из приятнейших забав...».

Бесспорно, это был прогресс. Казенные суда возили в Кронштадт только почту, а пассажирам приходилось совершать путешествие в столицу и обратно на гребных ботах, которые в непогоду часто тонули и вообще ходили нерегулярно. И потому «пироскаф Берда произвел настоящий фурор.

Пироскафы шли со скоростью пять километров в час, и покрывали расстояние за четыре с лишним часа. И все же всякий раз суденышки были наполнены путешественниками.

А. С. Пушкин был неоднократно участником этих «приятнейших забав». Впервые на пароходе он совершил путешествие из Петербурга в Кронштадт 22 мая 1828 года вместе с президентом Академии художеств А. Олениным и его семьей.

Вторая поездка состоялась 25 мая 1828 года. Вместе с поэтом были А. Оленин с сыном Алексеем и дочерью Анной (которой в то время Пушкин был увлечен), член-корреспондент Российской академии наук П. Шиллинг, Д. Грибоедов, П. Вяземский, Д. Мицкевич, С. Голицын и Н. Киселев.

В письме к жене П. Вяземский сообщал, что в Кронштадте они осматривали корабли, готовящиеся к выходу в заграничное плавание, и что на обратном пути их застала гроза и «поднялся такой ветер, полил такой дождь, что любо...».

Если первые две поездки поэта в Кронштадт носили увеселительный характер, то в отношении третьей поездки Пушкина на остров Котлин, которую он совершил один 26 мая 1833 года, о её причинах нет точных данных.





Берд Чарльз (Карл Николаевич)
(1766 - 1843)



Пироскаф Берда




Река Пряжка. Фото 2013 г.




Александр Сергеевич Пушкин
Главная страница