Улица Зверинская
Зверинская улица, соединяющая Большой проспект с Кронверкским проспектом, имеет протяженность 788 метров. Возникла она на территории бывшей татарской слободы. Вначале XVIII века на строительные работы в Петербург сгонялись тысячи мастеровых и крестьян из различных мест России. Среди них были калмыки, казанские и астраханские татары. Они участвовали в возведении земляной крепости, в расширении и углублении Кронверского пролива. Татары жили в юртах, занимая близь кронверка большой участок, называвшимся тогда татарским становищем или слободой.
Эта улица проходила в центре слободы, получила название Большой Татарской. Вскоре на место, освободившемся от татарской слободы, расположились батальоны Белозерского, Колтовского и других полков, образовавшие Большую Офицерскую слободу.
Большая Татарская улица стала наименоваться Третьей Белозерской, что означало третью улицу Белозерского полка. По левой стороне от нее от Кронверкского проспекта находилось подворье новгородского архиерея, где до постройки Александра-Невского монастыря жил Хутынский архимандрит Феодосий Яновский. (Хутырский монастырь находился в 10 километрах от Новгорода. В 1816 году при монастыре был погребен Г.Р. Державин). Шли годы. Постепенно перестала существовать татарская, а затем и полковые слободы.
На плане Петербурга за 1762 год бывшая Третья Белозерская улица называется уже Большой Никольской. Она тянулась от нынешнего Малого проспекта до Кронверкского проспекта. Её новое название было связано с находившейся рядом церковью "Успения на Мокруше". В церкви был придел святого Николая, отчего и улица была названа Большой Никольской. В 1769 году отрезок этой улицы между нынешними проспектами Большом и Малым получил название Кривое колено, так как он шел под углом вправо.
В 1865 году на одном из участков, прилегающих к Кронверку, был устроен зоосад. Центральный вход в него находился напротив Большой Никольской улицы. Улица в то время и получила своё нынешнее название - Зверинской, которое мы видим на плане города 1872 года. На этой, уже обжитой к тому времени улице селились дворяне, мелкие чиновники, военные.
В 1739 году был наведен наплавной мост через Малую Неву, соединивший Васильевский остров с Петербургской стороной. Затем его заменили деревянным мостом на сваях. Находившаяся рядом с мостом Большая Никольская улица стала застраиваться быстрее других. К 1849 году на ней стояло 13 двухэтажных деревянных построек, 16 одноэтажных деревянных, две постройки были двухэтажные, каменные. На углу Кронверкского проспекта стоял четырехэтажный каменный дом титулярного советника К.К. Агафонова (участок № 39). Здесь были дома купцов, статских и титулярных советников, полковника, двух майоров, архитектора, протоирея, шведского подданного.
На протяжении многих десятков лет улица имела неприглядный провинциальный вид с садами и огородами возле домов. Канализация была примитивной, нечистоты спускались в Малую Неву. Водопровод в этой части появился лишь в 1875 году.
В начале XX века улица стала быстро застраиваться каменными зданиями. Дома возводили в основном купцы, мещане, отставники для сдачи квартир в наем и получения доходов. К концу первого десятилетия улица практически вся была застроена.
Из наиболее интересных построек этого периода можно назвать дом № 20 построенный в 1910 году по проекту Я.Г. Гевирца. В творчестве этого архитектора, автора более 10 построек в нашем городе, привлекает умение создавать образ здания простыми средствами.
Дом № 21 - 23 был построен в том же 1910 году по проекту архитектора В. И. Упатчева.
Дом № 29 был построен в 1903 году по проекту архитектора И. П. Володихина, известного, в частности, как автора дома № 10 по ул. Некрасова.
Дом № 32 был построен в те же годы по проекту архитектора Б. Слепнева.
Дом № 33, построенный в 1913 году, спроектировал архитектор Д. А. Крыжановский, автор многих построек на Петроградской стороне. В советский период он работал в Академии художеств, был главным архитектором архитектурно-художественных мастерских Ленизо, консультантом по охране памятников.
К 1913 году на улице появились два городских смешанных училища для мальчиков и девочек и одно городское мужское, в доме № 1 открылся книжный магазин «Жизнь». Вот и все из просветительных учреждений. Были на улице также рестораны «Днепр» (д. № 34) и «Белоостров» (д. № 35) с гостиницей при нем, бакалейный магазин и булочная. На дому принимали два зубных врача, семь акушерок и повивальных бабок, три детских врача. В 1903 году известный петербургский домовладелец А. А. Ушаков построил на этой улице большой дом с массивными воротами из кованого железа, с круглой башенкой со шпилем, с проходными дворами (д. № 17-б).
В доме № 2 в квартире № 21 с 1922 по 1943 год проживал замечательный советский поэт Н. С. Тихонов (1896—1979). Его квартира была своего рода «штаб-квартирой» ленинградских литераторов. Кого только в ней не бывало: А.А. Прокофьев, К.А. Федин, А.А. Фадеев, В.А. Каверин, бывали тут В.В. Маяковский, Н.Л. Браун и другие поэты. «В доме Тихонова в двадцатые годы, — вспоминал В. Каверин, — господствовала атмосфера необычайности, оригинальных выдумок, поэтических, вечеров, бескорыстия молодости. Мне казалось тогда, что этот дом не похож на все другие дома в Ленинграде и что люди, которые бывали в нем, просто обязаны были хоть чем-нибудь отличаться от всего остального человечества. Впрочем, так оно, вероятно, и было!»
Собиравшиеся у Н. Тихонова подолгу говорили о литературных новостях, о путешествиях, о жизни. На одном из вечеров в середине октября 1929 года состоялся спор о простоте и сложности в поэзии. Маяковский держал сторону тех, кто был против дешевой, искусственной простоты. И Тихонова он ценил за это. Будучи в Праге в апреле 1927 года он сказал: «Николай Тихонов, вероятно, самый выдающийся из ленинградских лириков». В этой квартире Тихонов написал поэму, посвященную мужеству ленинградцев, — «Киров с нами», составлял сборники «Огненный год» и «Ленинградские рассказы», книгу очерков «Ленинград принимает бой». В 1943 году поэт переселился в Москву.
В доме № 5 с 1884 по 1890 год жил художник-демократ, член Товарищества передвижников В. М. Максимов (1844—1911). Выходец, из крестьян, он с глубоким сочувствием к обездоленным изображал сцены крестьянского быта, раскрывая нравы и обычаи русской деревни, внутренний мир крестьянина.
Среди его картин «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел», «Больной муж». Теме оскудения помещичьих усадеб посвящена картина «Всё в прошлом». В квартире Максимова можно было часто видеть художника М.П. Клодта, писателя В.П. Острогорского, географа, минеролога и историка А.Н. Нечаева, писательницу М.В. Ямщикову (Ал. Алтаев), которая с воспоминаниями о Максимове выступила в книге «Памятные встречи».
В доме № 4 с 1914 по 1930 год жил советский зоолог, биолог и генетик Ю.А. Филипченко (1882—1930). С 1913 года он читал в университете первый в России курс лекций по генетике. В советское время Филипченко создал в Академии наук СССР лабораторию, реорганизованную позднее в Институт генетики. Он является автором первых советских учебников по генетике и экспериментальной зоологии. Им был выведен сорт пшеницы «Петергофка».
В 1910-е годы в этом же доме жил профессор университета А.И. Воейков (1842—1916), член-корреспондент Академии наук, основатель климатологии в России, редактор первого метеорологического журнала «Метеорологический вестник». Воейков был одним из инициаторов и организаторов специального географического высшего образования и первым директором высших географических курсов.
В соседнем доме № 6 с 1901 по 1913 год жил замечательный русский ученый А.Н. Крылов (1863—1945) - кораблестроитель, механик, математик. На этой квартире он перевел на русский язык знаменитые «Математические начала натуральной философии» Ньютона и снабдил первое их издание в России своими примечаниями. Он построил первый в России аппарат для интегрирования дифференциальных уравнений (1904 г.), создал ряд важных корабельных и артиллерийских приборов.
С 1907 по 1917 год в этом же доме жил другой замечательный ученый, математик, академик В.А. Стеклов (1864—1926). По его инициативе в 1921 году при Академии наук был организован физико-математический институт, директором которого он состоял до конца жизни.
В доме № 7—9 в 1917 году жил литературовед Ю.Г. Оксман, впоследствии профессор университета, член пушкинской комиссии, заместитель директора Пушкинского дома. Принимал участие в редактировании и комментировании собраний сочинений многих русских писателей.
В доме № 12, принадлежавшем коммерции советнику Ф.А. Вельцу, собиралось «Санкт-Петербургское общество художников», созданное по клубному принципу с целью «содействовать успеху и развитию искусства в России, ограждать интересы отдельных членов общества как в художественном, так и в материальном отношениях, устраивать художественные выставки, конкурсы, общественные собрания и предпринимать и распространять художественные издания». Членский взнос при поступлении в общество составлял 10 рублей и, столько же требовалось платить ежегодно. Председателем общества был К.Е. Маковский, членами правления — брат домовладельца, художник-пейзажист И.А. Вельц, художники Н.Н. Бунин — мастер батальных картин, В.М. Измаилович, автор портрета В.И. Ленина, написанного в 1918 году. Что касается И.А. Вельца, то он жил и умер в этом же доме в 1926 году.
В доме № 17-б проживал видный советский геолог-нефтяник К.П. Калицкий (1873 - 1941), проводивший многочисленные исследования во многих нефтеносных районах СССР. Основные работы ученого посвящены проблеме генезиса нефти и формирования ее залежей. Он написал один из первых учебников по геологии нефти. В 1917 году у него бывал писатель Александр Грин (псевдоним А.С. Гриневского), бывшая жена которого В. П. Абрамова вышла замуж за Калицкого.
Со Зверинской улицей связано и местопребывание А. Грина после бегства из сибирской ссылки. В 1903 году он был агитатором в Севастополе на строящемся крейсере «Очаков». По делу о пропаганде среди нижних чинов крепостной артиллерии его арестовали и заключили в тюрьму. Через два года, освобожденный из заключения, он вернулся в Петербург и здесь 7 января 1906 года вновь был арестован при ликвидации одной из явочных квартир эсеров. В мае того же года Грина судили и выслали в г. Туринск Тобольской губернии. Спустя четыре месяца он бежал из ссылки, в 1910 году вернулся в Петербург и около месяца прожил нелегально на Зверинской улице (№ дома неизвестен).
В доме № 27 до 1912 была квартира одного из ведущих архитекторов города А.Л. Лишневского (1864 - 1942). В числе наиболее известных его построек - дом городских учреждений на Вознесенском проспекте, 42 (1907 г.).
На доме № 38 - мемориальная доска с надписью: "В этом доме последние 6 лет жил выдающийся спортсмен баскетболист Александр Белов (1951-1976) За короткую жизнь он стал чемпионом страны, Европы, мира, олимпийских игр"
В доме № 40 - 42, построенном в 1910 году по проекту архитектора В.И. Упатчева, проживал украинский этнограф, антрополог и археолог Ф.К. Волков (1847 - 1918).
В этом же доме с 1925 года до своей кончины жил советский микробиолог, основоположник капиллярной микроскопии Б.В. Перфильев (1891 - 1969) - автор гипотезы о микровзонально строении иловых отложений. В одной из квартир этого дома проживал также филолог-иранист А.А. Фрейман (1879 - 1968), член-корреспондент АН СССР, один из основоположников советской курдологии.
В соседнем доме № 44 в 1910 - 1920-х годах жил художник-архитектор Д.Г. Фомичев (1876-1943), автор 22 построек в дореволюционном Петербурге. Среди его построек советского периода — дом № 14 по Каменноостровскому проспекту и д. № 4 по ул. Братьев Васильевых. Им было создано немало зданий, органично вошедших в застройку Петербурга - Ленинграда. Архитектор работал над вопросами планировки и отделки зданий, что высоко оценивалось современниками.
В этом доме в 1900-х годах жил этнограф, член-корреспондент АН СССР Л.Я. Штернберг (1861 - 1927). Он работал в музее антропологии и этнографии, занимался изучением этнографии нивхов.
В этом же доме жил и здесь скончался академик П.А. Лавров (1856 - 1929), советский филолог, славист, исследователь многих славянских памятников на территории России и южнославянских стран.
В угловом доме № 46, выходящем на Кронверкский проспект, после окончания службы в армии поселился художник-пейзажист А.А. Рылов (1870 - 1939). В своих воспоминаниях он писал: «Окончив военную службу, я нанял хорошую комнату в два окна против ворот зоологического сада. Сад был виден весь, слышно было рычанье львов и медведей, клекот орлов, а во время летнего сезона с раннего утра до позднего вечера раздавалась музыка».